НОВОСТИ HR
Агентство по подбору персонала «Основа» – о состоянии рынка труда во время пандемии новой коронавирусной инфекции. Как изменились алгоритмы поиска персонала в эпоху глобальной самоизоляции и экономического спада. Несколько советов соискателям и работодателям.
Зародившись в середине или конце ноября 2019 года в китайском городе Ухань, коронавирусная инфекция за три месяца триумфально распространилась по земному шару. 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила о пандемии COVID-19, рекомендовав государствам принять строгие карантинные меры. Они обусловлены:
Перечисленные факторы привели не только к медицинским потерям, хотя и они внушают тревогу. Социально экономические потери не менее драматичны.
Основной алгоритм карантина во время эпидемии — ограничение контактов и перемещений людей. Это приводит к вынужденному закрытию целых отраслей и временному или полному сокращению рабочих мест, стагнации в экономике. Проблемы в виде «карантинной депрессии» возникают и на психологическом уровне.
Опыт Китая, который первым столкнулся с вирусом, показал, что тактика, изобретенная во времена средневековых моровых поветрий, не потеряла эффективность и в XXI веке. Но то, что работает в «дисциплинированном» Китае, в других странах наталкивается на безответственность населения и половинчатость мер властей. Итог печален – людские потери в США и ряде европейских стран на порядок превысили китайские.
При этом под угрозу оказались поставлены не только жизни людей, но и благосостояние развитых стран. Кризис проявился во всех сферах, и отрасль HR одной из первых почувствовала на себе ледяное дыхание эпидемии.
Большинство компаний, чья деятельность оказалась затруднена или заморожена из-за карантина, ожидаемо приостановило поиск сотрудников. Они были вынуждены отправить людей в отпуск или вовсе прибегнуть к сокращениям.
Многое зависело от государственной поддержки, которую получили работодатели. К сожалению, финансовую помощь, выделенную российскими властями (это не больше одного МРОТ на сотрудника в месяц) трудно сравнивать с поддержкой, которая оказана собственникам бизнеса, например, в Германии. Там предприниматели получили от государства пособие, равное сумме фактически выплаченной заработной платы за последний рабочий месяц. Эти деньги распределяются между работниками, ушедшими в вынужденный отпуск или простой.
Политика субсидирования пострадавших отраслей напрямую влияет на уровень безработицы, опосредованно – на другие показатели рынка трудовых ресурсов: зарплатные ожидания соискателей, предложения и требования работодателей, методики подбора сотрудников в кадровых агентствах.
Коронавирусный кризис так или иначе повлиял на положение участников рынка, как в потребительском секторе, так и в промышленности, на транспорте, в добывающих отраслях. Однако величина потерь у всех разная, кому-то пандемия даже дала толчок к дополнительному росту, привела к неожиданному спросу на кадровые услуги. Посмотрим, кто проиграл, а кто выиграл от карантинных ограничений.
Жестокие потери понесли предприятия, которые оказывают услуги и продают товары в прямом контакте B2C и не сумели перейти в онлайн режим. Безусловные жертвы коронавируса:
Пострадавшим предпринимателям сейчас не до подбора персонала, они лихорадочно пытаются сохранить законсервированный бизнес или переориентироваться на востребованные виды деятельности, прежде всего связанные с работой в виртуальном формате. Увы, если розничную торговлю, обучение и даже музей можно перевести в онлайн, то ресторанный бизнес и туризм останутся недоступны ещё долго.
Между тем, пандемия выявила отрасли, в которых нет и следа неблагополучия. Прежде всего, это розничная торговля продовольственными товарами, спиртными напитками и промышленными товарами первой необходимости (утверждённый Правительством перечень можно посмотреть здесь). На фоне общей тревожности и роста безработицы потребление алкоголя в России увеличилось, даже несмотря на принятые в большинстве регионов ограничительные меры.
Крупные розничные сети освоили доставку, востребованную в условиях массовой самоизоляции граждан. Попутно это не позволяет расти ценам в магазинчиках «у дома». Тут рыночные механизмы работают прекрасно, налицо появление новых вакансий в сетевой рознице. Именно она на сегодня является основным клиентом компаний по подбору персонала. Отчасти реализуется и социальная ответственность бизнеса – ритейлеры готовы принимать людей, оставшихся без работы в других сферах. Речь идёт о сотрудниках низового звена – продавцах, кассирах, грузчиках, экспедиторах. Роль последних растёт вместе с расширением услуг доставки товаров.
Многие торговые предприятия привлекают для развоза заказов водителей с личными авто. В то же время задача найти менеджера среднего, а тем более высшего звена ставится розничными компаниями не часто – в условиях нестабильности ни работодатели, ни тем более работники не заинтересованы в резких движениях.
Свежие вакансии появляются редко, даже несмотря на тенденцию к снижению заработной платы и пакетов премирования. Менеджеры предпочитают пережить смутные времена, не срываясь с насиженного места, даже если там стало не вполне комфортно. А работодатели, если и расширяют штат, то лишь строго по потребностям, в основном связанным с освоением виртуальных форматов работы с клиентами.
Давать советы работодателям, заинтересованным в подборе персонала, одновременно и сложно, и просто. Разумеется, речь идёт о бизнесах, которые адаптировались к новым условиям. Если компания в принципе не может работать в условиях карантина, её не спасёт самый гениальный антикризисный менеджер, надо либо перепрофилироваться, либо закрываться (банкротиться).
Бездумно расширять штат менеджеров по онлайн-продажам не стоит, карантин когда-то закончится, рынок стабилизируется, а расходы останутся, перестав окупаться.
Кадровое предложение превышает спрос, на этом фоне можно избавиться от «лишних» людей, строго соблюдая действующее законодательство. Помните, что государство в трудовых спорах априори стоит на стороне работников, как более уязвимых участников отношений.
Поиск новых сотрудников, особенно на ответственные позиции, лучше, как и раньше, поручать профессионалам из рекрутинговых компаний. А вот найти персонал на стартовые позиции можно и с помощью собственного специалиста по кадрам, если такая должность в компании предусмотрена.
Комментариев пока нет, но вы можете стать первым