Теория управления персоналом: основные стили и методы

Принципы и методы управления персоналом – основополагающая задача любого руководителя. Несомненно, вопрос управления людьми сейчас стоит очень остро, его изучает целый ряд современных наук, в том числе психология и педагогика. Однако какова роль руководителя в этом сложном и непредсказуемом процессе?

 

Итак, немного поговорим о самом руководителе. Немаловажным является то, какого стиля руководитель придерживается в управлении коллективом. В настоящее время известно несколько стилей руководства:

  • стиль авторитарный. Под авторитарным стилем руководства коллективом понимается непрекословное подчинение руководителю, выполнение его приказов, при этом подчиненные руководителя боятся и возводят его личность в ранг идола;
  • стиль либеральный, иначе говоря, попустительский. Следует сказать, что в случае господства попустительского стиля коллектив предоставлен сам себе. Каждый человек выполняет свою работу так, как этого хочет. При этом авторитет руководителя у коллектива никакой, руководителя не уважают, его приказы игнорируют;
  • стиль демократический. В этом случае руководитель рассматривает своих подчиненных как личностей, уважает их мнение, инициативу, создает условия для творчества.

Не менее важно в управлении коллективом личность сама руководителя, значимость его слов. Разумеется, руководитель – это человек слова и дела. От того, как слово будет сочетаться с делом, зависит и то, как будет относиться коллектив к руководителю.

В своей деятельности руководитель использует ряд методов. Под термином «метод» следует понимать «путь», «способ». Условно группы методов, используемые руководителем, следует классифицировать на следующие группы:

  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Под термином «административные» базируются методы применения власти и нормативное обеспечение труда. Административные методы основываются на форме организованного и нормативного воздействия.

Под организационным воздействием нужно понимать:

— Регламентирование деятельности – создание и разработка положений в определенных подразделениях, филиалах организации, в которых прописаны функции личного состава, а также штатное расписание.

— Организационное нормирование – в эту сферу деятельности руководителя входит нормирование, а также распределение нагрузки на личный состав, а также соблюдение правил внутреннего распорядка.

— Организация методического инструктирования – составление должностных инструкций, инструктирование работников по технике безопасности на рабочем месте. Документы организационного нормирования и методического инструктирования носят нормативный характер. Руководитель доводит свои распоряжения до сведения подчиненных при помощи ознакомления их с ними в письменном виде. Данные документы носят ненормативный характер. Приказы издаются руководителем линейного подразделения, а распоряжения и указания руководителями структурных подразделений. Приказ – требование устного или письменного характера, направленные на решение конкретной задачи. Распоряжение – требование, составленное в письменной или устной форме к подчиненным, направленные на решение отдельных вопросов для достижения конкретно поставленной задачи.

Экономические методы управления представляют собой способы стимулирования труда подчиненных – выписывание премиальных, повышение тарифной ставки и, наоборот, лишение данных выплат в случае провинности работника.

В зависимости от наличия денежных средств, руководитель может стимулировать определенные сферы досуга работника, в том числе тренировки в спортивном зале, проезд, предоставление страховых услуг и т.д. Ввиду постоянной нехватки денежных средств у большинства организаций более широкое применение характерно для социально-психологических методов воздействия – установление местоположения и функционала сотрудников, определение круга лидеров, мотивировать подчиненных для достижения определенных целей во имя обеспечения эффективного взаимодействия между персоналом, а также разрешение возникших конфликтов.

Немаловажную роль в работе руководителя имеет индивидуальный подход к каждому подчиненному, зачастую это работает всегда на перспективу и позволяет достичь высоких результатов и показателей. Не обходится руководитель без услуг «информаторов», главное – руководитель должен ориентироваться не на то, что ему донесли, а на то, что он видел собственными глазами. Чаще всего людям во имя собственной выгоды выгодно искажать информацию в свою пользу, что содействует вспыхиванию конфликтов и недовольства среди коллег. Руководить коллективом – работа не легкая, в данном случае руководитель несет ответственность не только за себя, но и за собственных подчиненных.

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым

Добавить комментарий

Заявка отправлена

Спасибо за заявку! Скоро мы с Вами свяжемся.

Запрос отправлен

Спасибо за вопрос! Скоро мы с Вами свяжемся.

НАСТОЯЩИМ ВЫРАЖАЮ СОГЛАСИЕ