НОВОСТИ HR
По поводу целесообразности собраний (встреч) существует множество мнений, которые можно разделить на две большие группы. Первая: авторы, ученые, специалисты, которые утверждают, что все или почти все необходимо решать коллективно, с помощью собраний, потому что они позволяют оптимизировать процесс принятия решений. Вторая полностью отрицает роль рабочих встреч, так как это ненужное потребление времени, большие расходы, низкая рентабельность. В этой статье рассмотрим главные принципы организации совещаний, от которых будет толк и минимум «переливания из пустого в порожнее».
Чтобы эффективно организовать рабочие встречи, французский специалист Клод Дюваль предложил несколько общих правил:
Принятие решений — самый сложный и ответственный тип встречи. В этих встречах обычно участвует небольшое количество людей — только специалисты и должностные лица, непосредственно вовлеченные в решение данной проблемы. Руководитель, проводящий собрание, обязан в течение 5 минут объяснить ситуацию и цель встречи:
Независимо от того, насколько рациональной была бы информационная система в коммерческом предприятии, независимо от того, насколько точной была бы письменная система коммуникации, ничто не может заменить общение, устный диалог между менеджером и подчиненными (психологический фактор) — информационные сессии позволяют диалогу быть постоянным. Их можно сгруппировать:
На таких встречах состав и продолжительность времени не определяются, менеджер может принимать оперативные решения единолично.
«Специальные» встречи для передачи «Вниз» подчиненным информации об одном или нескольких решениях, принятых высшими органами или руководителем. Цель — обеспечить единицу действий коллектива для достижения поставленной цели. На этих встречах менеджер обязан пригласить всех работников, которые участвуют в реализации данного решения. Основные ошибки, которые совершают лидеры во время этих встреч: стараются сэкономить время, не беспокоясь о подчиненных, не объясняя причин принятого решения, преследуемой цели. Информационные сессии обязательны для руководителей любого ранга.
Совещание по гармонизации можно также назвать «горизонтальным собранием», поскольку оно объединяет руководителей или делегации двух или более подразделений, среди которых нет отчета об иерархическом подчинении (руководителей отделов планирования, главных бухгалтеров, директоров ассоциаций). Сеансы гармонизации требуются из-за взаимозависимостей между подразделениями предприятия или коммерческой зависимости (магазины, работающие в сельском потребительском союзе, коммерческие предприятия из района и т. д). Цель этих встреч — выявить области схождения или расхождения, противопоставить мнения и принять оптимальное решение для всех.
Разведочные сессии (творчество). Созыв такого рода совещаний обусловлен сложностью технических и организационных проблем, которые возникают и требуют решения в процессе управления. Состав этих сеансов варьируется в зависимости от рассматриваемой проблемы. Эффективность сессий по разведке заключается в принятии нового, уникального решения, по-видимому, впервые, поэтому, в отличие от решающих, оперативных совещаний, они не всегда заканчиваются принятием конкретных решений, их результаты в большинстве случаев являются лишь отправными точками. Основа будущего решения. Поскольку, как правило, бизнес-лидеры обычно рассматривают только те решения, которые могут быть приняты незамедлительно, творческие сессии очень часто не оцениваются на практике. Одной из общих проблем, обсуждаемых на творческих сессиях, является технологический прогноз (появление новых технологий, продуктов и т. д.). Из всех методов, которые используются на творческих занятиях специалистами из всех стран, «Delphi» и «Brainstorming» встречаются чаще.
Метод «Дельфы» (опрос специалистов) — прогнозирование технической, научной, экономической проблемы специалистами, которые в письменной форме выражают свое мнение независимо друг от друга, чтобы избежать влияния психологических факторов (личный авторитет).
«Мозговой штурм» — основан на очень простой гипотезе: «В любой сфере деятельности мы всегда можем сделать что-то лучше, чем сейчас». Для этого нам нужно найти ключевую идею, которая позволит нам работать лучше, эффективнее». Этот метод также требует соблюдения принципов:
Для любой «мозговой атаки» важно соблюдение четырех правил:
С 1939 года, когда она была разработана в общих чертах, техника «нападения» на идеи нашла свое применение в различных сферах деятельности и при решении самых разных задач:
В качестве расширенной формы творческих встреч она использовалась Чарльзом Мак-Кормиком (племянником промышленника в Балтиморе, который признал в своем бизнесе только свое собственное мнение), — собрание — небольшой совет — основанный на следующих принципах:
Комментариев пока нет, но вы можете стать первым